В начало Правовые акты
Гарант-Интернет
Уголовный кодекс
Гарант-Интернет - профессиональные интернет решения
Конституция РФ
Гражданский кодекс
Компания Гарант
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


Документы
Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (ВК РФ) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Редакция: 2017, майВодный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (ВК РФ) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)
Постатейное содержание
(оглавление документа)
 

Статья 89. Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов

Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды и историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов устанавливаются Правительством Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр, федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора и федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной рыбных ресурсов.

Статья 90. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения)

Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок.

Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) субъектам Российской Федерации на основании водохозяйственных балансов и заявленных ими потребностей в водных ресурсах по поверхностным водным объектам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, а по подземным водным объектам - и с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр.

Часть третья утратила силу с 1 января 2005 г.

Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) могут пересматриваться в связи с изменением состояния водных объектов. Изменение лимитов требует внесения в установленном порядке изменений в лицензию на водопользование.

Порядок пересмотра лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) для граждан и юридических лиц в пределах лимитов водопользования по водным объектам, находящимся в федеральной собственности, установленных для субъекта Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны водного фонда, по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) по обособленным водным объектам (замкнутым водоемам) для граждан и юридических лиц осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 91. Порядок предоставления водных объектов в пользование

Водные объекты предоставляются в пользование на основании:

лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом;

решения Правительства Российской Федерации о предоставлении водного объекта в особое пользование, выданной на его основе лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Водные объекты предоставляются в пользование путем выделения участков акватории, мест забора и сброса воды, а также другими определенными водным законодательством Российской Федерации способами.

Предоставление в пользование трансграничных (пограничных) водных объектов осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Предоставление в пользование внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации осуществляется в соответствии с водным законодательством Российской Федерации, иными федеральными законами.

Предоставление в пользование водных объектов, находящихся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, осуществляется с учетом бассейновых соглашений.

Предоставление в пользование подземных водных объектов осуществляется в соответствии с водным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о недрах.

Статья 92. Права и обязанности водопользователей при использовании водных объектов

Водопользователи при использовании водных объектов имеют право:

осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством Российской Федерации;

получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;

осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством Российской Федерации.

Водопользователи обязаны:

рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;

не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;

не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;

содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;

информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов;

своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;

выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;

вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки в федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, а по подземным водным объектам - также и в федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр;

своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;

соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;

осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов;

выполнять другие обязанности, предусмотренные водным законодательством Российской Федерации.

Статья 93. Антимонопольные требования в области использования водных объектов

Запрещаются действия водопользователей, направленные на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также иных граждан и юридических лиц.

Федеральным органам государственной власти запрещается принимать решения и (или) совершать действия, способствующие монополизации водопользования и создающие дискриминационные или благоприятные условия для деятельности отдельных водопользователей, если такие действия имеют или могут иметь своим результатом нарушение прав и законных интересов других водопользователей.

Лицензии на водопользование, договоры пользования водным объектом в установленном порядке аннулируются и признаются недействительными, если могут привести к монополизации водопользования, влекущей существенное нарушение прав и законных интересов других водопользователей.

Глава 11. Охрана водных объектов

Статья 94. Общие требования к охране водных объектов

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений.

При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов.

Статья 95. Охрана водных объектов от загрязнения

В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов определяются источники их загрязнения.

Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов.

Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют охрану водных объектов от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли и воздух).

Статья 96. Охрана водных объектов от засорения

Запрещаются сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов.

Поступление взвешенных частиц в водный объект допускается только в соответствии с требованиями водного законодательства Российской Федерации.

Статья 97. Аварийное загрязнение водных объектов

Аварийное загрязнение водных объектов возникает при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создает угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию.

Меры предупреждения и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов определяются водным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о недрах.

Статья 98. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения из источников загрязнения, находящихся на суше

Источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызывать загрязнения и засорения водных объектов сверх установленных нормативов воздействия на водные объекты.

Соблюдение требований части первой настоящей статьи обеспечивается приоритетным применением технологий, не оказывающих негативного воздействия на окружающую природную среду, ограничением использования токсичных веществ и тяжелых металлов, введением научно обоснованных методов измерения и расчетов сбросов сточных вод в водные объекты и выбросов в атмосферу.

Статья 99. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения, вызываемых деятельностью на дне водных объектов

Добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно должны осуществляться такими способами, которые не оказывали бы вредного воздействия на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы.

При осуществлении на дне водных объектов работ, которые направлены на использование недр, но не связаны с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнения, засорения и истощения водных объектов.

Статья 100. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения с судов и иных средств и сооружений, используемых на поверхности водных объектов

Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах.

Статья 101. Охрана ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников от загрязнения и засорения

Запрещаются засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников производственными, бытовыми и иными отходами и отбросами, а также загрязнение их нефтяными продуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами.

Забор льда не должен влиять на состояние водных объектов и приводить к истощению запасов поверхностных и подземных вод.

Статья 102. Охрана водосборных площадей водных объектов

Водосборные площади водных объектов подлежат охране от загрязнения и засорения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 103. Охрана водных объектов от загрязнения ядохимикатами и другими химическими средствами

Применение ядохимикатов и других химических средств допускается только в случае, если это не повлияет на состояние водных объектов и водных биоресурсов.

Статья 104. Охрана водных объектов от загрязнения радиоактивными и токсичными веществами (материалами)

Содержание радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водных объектах должно поддерживаться на уровне, который не приведет к причинению вреда здоровью населения, а также окружающей природной среде.

Захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водные объекты запрещаются.

Сброс сточных вод, содержащих токсичные вещества (материалы), в водные объекты допускается только после их очистки в установленном порядке.

Проведение на водных объектах взрывных работ, при которых используются ядерная и иные виды технологий, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ, запрещается.

Государственный контроль за уровнем загрязнения водных объектов радиоактивными и токсичными веществами (материалами) осуществляется уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

Статья 105. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду.

Места строительства (размещения) хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, определяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, другими федеральными органами исполнительной власти в области управления использованием и охраной природных ресурсов, с федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При проектировании и строительстве вновь создаваемых и реконструируемых хозяйственных и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние водных объектов, необходимо предусматривать создание замкнутых систем технического водоснабжения.

Проектирование и строительство прямоточных систем технического водоснабжения, как правило, не допускаются. Проектирование и строительство таких систем разрешаются в исключительных случаях при положительном заключении государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию и государственной экологической экспертизы.

Запрещается ввод в эксплуатацию:

хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопителей, захоронений отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов и вредное воздействие вод;

водозаборных и сбросных сооружений без рыбозащитных устройств и устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод;

животноводческих ферм и других производственных комплексов, не имеющих очистных сооружений и санитарно-защитных зон;

оросительных, обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, плотин, каналов и других гидротехнических сооружений до проведения мероприятий, предотвращающих вредное воздействие вод;

гидротехнических сооружений без рыбозащитных устройств, а также устройств для пропуска паводковых вод и рыбы;

водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод, без оборудования их водорегулирующими устройствами, водоучитывающими приборами;

водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов;

сооружений и устройств для транспортирования и хранения нефтяных, химических и других продуктов без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных продуктов.

Не допускается ввод в эксплуатацию объектов орошения сточными водами без создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов.

До ввода в эксплуатацию водохранилищ осуществляются мероприятия по подготовке их ложа к затоплению.

Решение о запрещении ввода в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, негативно влияющих на состояние водных объектов, принимается Правительством Российской Федерации, за исключением обособленных водных объектов (замкнутых водоемов), находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в отношении которых такое решение принимается органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе вносить в Правительство Российской Федерации представление о запрещении ввода в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, негативно влияющих на состояние водных объектов, расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, при получении которого Правительство Российской Федерации принимает соответствующее решение или выносит мотивированный отказ.


Постатейное содержание
(оглавление документа)
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Открытость, доступность, предсказуемость правосудия

 

© 2010 г. "Гарант-Интернет" (разработка), ©  НПП Гарант-Сервис (информация)